Статистика показывает, что работа частных компаний «на государство» выгодна и все больше фирм рассматривают возможность участия в тендерах и аукционах или уже имеют опыт продаж государственным структурам или госкорпорациям. При этом руководителям коммерческих структур важно понимать, что конфликт с заказчиком может перерасти в уголовное дело и реальный срок, даже если у топ-менеджмента поставщика отсутствовал умысел.

Основной «рабочей» статьёй для предпринимателей, участвующих в государственных закупках является статья 159 Уголовного кодекса «Мошенничество». В 2022 году возбуждено более 1 тыс. уголовных дел в сфере госзаказа. Статистики за 2023 год пока нет, но с высокой долей вероятности показатель будет выше.

При этом, суды отправляют предпринимателей в СИЗО так как следствие расценивает нарушения при госзакупках — как общеуголовное деяние, а не специальный «предпринимательский» состав, который смягчает меру пресечения.

Предприниматели лишаются специальных мер защиты в процессе, введённых с целью оградить компании от ликвидации, сотрудников от потери рабочих мест, а бюджет — от снижения налоговых преступлений.

Прошлой осенью законодатели выступили с инициативой выделить «специальные составы мошенничества (ст. 159 Уголовного кодекса, УК) в связи с возмещением НДС, а также с исполнением государственного контракта.

Вопрос был поднят руководителем экспертного центра „Деловой России“ по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Екатериной Авдеевой. Проект изменения законодательства был направлен в Администрацию Президента и пока не рассматривался Госдумой, поэтому предпринимателям приходится быть особенно внимательными в работе „на государство“.


ЗОНЫ РИСКА

„У нас есть два закона ФЗ 44 и ФЗ 223. Они большие. Но с точки зрения уголовного права там написано очень мало, - рассказывает управляющий партнёр адвокатского бюро МКМ Геннадий Кузьмин. — Этих пробелы дают широкие возможности преследования предпринимателей со стороны правоохранительных органов. Уголовная ответственность как раз возникает, когда заказчик выходит вместе с поставщиком за рамки договора и не заключает дополнительное соглашение или заключает документ, который неправомерен с точки зрения закона“.

К слову, перегруженность и наличие пробелов в контрактном законодательстве признают законодатели. Ещё в 2019 году вопрос о необходимости скорректировать многие положения говорила Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко.

А в феврале 2023 году вообще предлагали приостановить контрактную систему.

Основные претензии, которые возникают к исполнителю по государственному контракту, как правило сконцентрированы в трёх ключевых точках, рассказывает Геннадий Кузьмин. Эксперт упоминает качество и объём выполненных работ, качество и количество использованных материалов или товаров и неправильное документальное закрытие сделки.

И если с объёмом и качеством поставленных материалов все более-менее понятно, здесь по словам экспертов важно контролировать их качество и цену, привлекая независимую оценку.

С выполнением работ все сложнее. Банальное разгильдяйство или непрофессионализм сотрудников могут привести директора компании на тюремные нары.

Собственнику или директору компании нужно максимально наладить систему внутреннего управленческого контроля за исполнением госконтракта в компании. Это могут быть письменные поручения, протоколы, распределение ответственности исполнителей по подразделениям, визирование, контроль за исполнением отдельных этапов и сроков, говорит Геннадий Кузьмин. Такие документы зафиксируют отсутствие умысла со стороны руководителя и помогут снизить риск уголовного преследования.
Особенно тщательно необходимо отнестись к завершению сделки.

„В моей практике был случай поставки оборудования, который закончился реальным сроком представителей заказчика. Компания должна была поставить определённые приборы американской компании или их аналоги. В это время были введены санкции, поэтому продавец поставил китайские устройства, которые были объективно лучше, но дешевле. Согласование замены было произведено устно. При этом в акте принятых работ фигурировала электроника американской фирмы, потому что в проектно-сметной документации были указаны именно они. Контрольно — ревизионные органы посчитали это нарушением, информация была передана в правоохранительные органы. Руководители УФСИН отправились в места лишения. Ведомство выступало заказчиком по договору. Невиновность директора фирмы-поставщика удалось доказать“.

Эксперт настаивает на том, что предпринимателям нужно максимально внимательно относиться к документообороту по госконтрактам, фиксировать договорённости письменно, как этого и требует закон и ни в коем случае не подписывать акты, в которых содержатся искажённые данные.

„Важно оценивать все риски заранее и вести работу по их минимизации, - утверждает Геннадий Кузьмин, - и в этом могут помочь команды привлечённых адвокатов“.

Юридические отделы компаний в этом вопросе могут быть не слишком эффективны, утверждает спикер, ведь они зависимы от мнения руководителей или собственников. Максимальный эффект даёт альтернативный, всесторонний и независимый взгляд на возможность возникновения.
решим вашу проблему
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
консультация адвоката
Оставьте заявку и наш специалист свяжется
с вами в течении 15 минут!
Нажимая кнопку «оставить заявку» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности